ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКИХ СУДАХ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
Описание проблемы. Количество заключенных в России чрезмерно велико, по их численности наша страна занимает второе место в мире (после США), число заключенных в расчете на 100 тысяч населения в среднем в 3 раза выше, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития экономики. В местах лишения свободы в настоящее время отбывает наказание свыше полумиллиона человек.
Численность осужденных в России снижается гораздо медленнее, чем в соседних странах. Темпы снижения количества заключенных существенно отстают и от темпов падения преступности. Одновременно с этим растет уровень рецидивной преступности среди лиц, ранее отбывавших наказание. На сегодняшний день почти половина обвинительных приговоров выносится в отношении ранее судимых лиц, хотя еще 10 лет назад повторно был осужден лишь каждый четвертый. Это означает, что общий уровень преступности в стране стремительно падает, в то время как среди ранее отбывавших наказание лиц растет доля рецидивистов.
Причем ситуация за последние годы резко ухудшилась, несмотря на колоссальный рост финансирования, которое выросло за 10 лет почти в 6 раз. Тюремная система в нынешнем состоянии как минимум не справляется со своей основной функцией – исправлением преступников, а по факту способствует окончательному превращению в закоренелых преступников тех, кто все еще мог вернуться к нормальной жизни.
Хотя бы частично исправить этот перекос могла бы судебная система как за счет судебного обжалования неправомерных действий заключенными, так и за счет использования механизмов досрочного освобождения. Однако на сегодняшний день в спорах между заключенными и тюремным ведомством суды все чаще становятся на сторону последнего. Институт досрочного освобождения и вовсе находится в упадке – если 10 лет назад досрочно освобождался каждый второй осужденный, то сейчас – только каждый пятый, причем случается это обычно даже не со второй попытки.
При этом последние несколько лет Верховный суд РФ уделяет данному вопросу повышенное внимание. Его разъяснения призваны не только упорядочивать процесс УДО, но и реально способствовать освобождению тех, кто не опасен для общества. Несмотря на это, правоприменительная практика в судах чаще всего «хромает». Требования Верховного суда многими судьями соблюдаются лишь формально, зачастую имеет место нарушение прав осужденных на справедливое разбирательство, а иногда в судах и вовсе нарушается закон.
Среди тех, кто сталкивался с практикой рассмотрения дел об условно-досрочном освобождении осужденных, широко распространено мнение о наличии большой коррупционной составляющей, причем как в тюремном ведомстве, где «покупаются» положительные заключения администрации о целесообразности УДО, так и в судах. К сожалению, такие домыслы не всегда беспочвенны.
Рассмотрение материалов об УДО не относится к категории юридически сложных дел. Здесь не требуется запрос и исследование большого количества доказательств, вызов свидетелей, знание законов и юридическая поддержка. Судья при вынесении решения обычно ориентируется на заключение администрации, материалы личного дела и справки, которые удалось собрать родственникам осужденного для подтверждения возможностей его обустройства после освобождения. Несмотря на это, как минимум каждое пятое дело об УДО рассматривается с участием адвоката по соглашению, гонорар которого чаще всего разбит на две части – за участие в процессе и за результат. При этом зачастую адвокаты намекают на то, что могут повлиять на решение судьи. Являются ли подобные заявления мошенническими или действительно имеет место коррупция, выяснить не представляется возможным. Тем не менее, в ходе исследования выло выявлено несколько случаев, когда деятельность адвокатов носила сомнительный характер.
В то же время не может не радовать то, что ситуация в части повышения прозрачности деятельности судов явно улучшается. В том числе достаточно эффективна работа системы ГАС «Правосудие», где публикуется информация о решениях судов, которая и позволила провести данное исследование.
Результаты исследования. В исследовании анализировалась судебная практика рассмотрения ходатайств осужденных о досрочном освобождении из мест лишения свободы: об условно-досрочном освобождении и о замене неотбытого срока лишения свободы более мягким видом наказания
Ситуация с рассмотрением ходатайств осужденных недостаточно прозрачна. Сроки рассмотрения дел в некоторых судах чрезмерно затягивается, не всегда соблюдается регламент регистрации материалов. Зачастую рассмотрение ходатайств осужденных поставлено «на поток», когда на изучение материалов дела и принятие решения судья тратит не более 10-15 минут. В подобных случаях возникают обоснованные сомнения в достаточной объективности и взвешенности вынесенных решений.
Далеко не всегда прозрачны основания для вынесения того или иного решения. В некоторых судах чрезмерно высок процент ходатайств, возращенных осужденным без рассмотрения. Доля положительных решений по ходатайствам об УДО в судах очень неоднородна. В одних регионах процент положительных решений может достигать 60-70%, в других – не превышать 20-30%. Это ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в разных регионах и разных исправительных учреждениях.
Ходатайства осужденных о замене неотбытого срока лишения свободы более мягким видом наказания в большинстве судов не удовлетворяются или удовлетворяются в небольших количествах.
В ходе исследования выявлена прямая связь между сокращением возможностей досрочного освобождения из мест лишения свободы и уровнем рецидивной преступности. Чем меньше заключенных освобождается досрочно, тем выше уровень рецидива. По нашим оценкам, это связано с тем, что у осужденных после неоднократного отказа в УДО «ломается психика». Они начинают искать более легкие пути для достижения своих целей. Вместо правопослушного поведения находят пути «обмана» контролирующей системы. Вместо добросовестного труда – ищут способы получить поощрение или положительную характеристику иными путями. Например, за счет таких форм «сотрудничества» с администрацией исправительного учреждения как донос на других осужденных; проведение ремонта и покупки бытовой техники в колонию своими силами, в том числе путем сбора «дани» с других осужденных; иногда и просто за взятку (правда, взятки в исправительных учреждениях берут далеко не во всех регионах). Впоследствии это поведение закрепляется, и в конечном итоге на свободу выходит человек, привыкший для решения своих проблем искать обходные пути, в том числе и незаконные.
Хотя формальными основаниями для отказа в УДО называются другие причины, на практике суды отказывают в досрочном освобождении осужденным за особо тяжкие преступления (прежде всего убийства), а также тем, у кого остался большой неотбытый срок (как правило, больше 2-3 лет). При этом законом прямо запрещается подобная дискриминация осужденных, поскольку тяжесть их преступления уже была учтена при назначении наказания, а сроки появления возможности условно-досрочного освобождения напрямую связаны с категорией преступления.
При рассмотрении ходатайств об УДО суды первоочередное внимание уделяют нарушениям, допущенным осужденным во время отбывания наказания. Большое внимание также оказывается и наличию поощрений. При этом, как показывает практика, наличие взысканий, а тем более поощрений, далеко не всегда связано с реальным поведением осужденных и зачастую зависит от факторов, никоим образом не отражающих законопослушность поведения.
С 2014 г. закон предоставил потерпевшим право участвовать в заседании суда при рассмотрении ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении и замене неотбытого срока лишения свободы более мягким видом наказания. К настоящему времени практика применения этой нормы уже сложилась. Мнение потерпевших судами учитывается, но реальное влияние на решение чаще всего имеют лишь факты, свидетельствующие о том, предпринимает ли осужденный меры по возмещению причиненного вреда.
Выводы и рекомендации. Имеющаяся законодательная и нормативная база содержит достаточно подробные разъяснения для принятия судами объективных и взвешенных решений. За 2014‑2015 гг. Верховным судом было принято два важнейших документа, регулирующих вопросы УДО: «Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 51 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» и от 20 декабря 2011 года N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора».
Однако на практике требования этих документов при вынесении решений большим количеством судей не выполняются.
В России объективно необходимо сокращать количество заключенных, их чрезмерно большая численность создает повышенную нагрузку на все общество, в том числе и с финансовой точки зрения. Содержание тюремной системы обходится стране более чем в 250 млрд.руб. в год. Для сравнения – на строительство спортивных сооружений к Олимпиаде в Сочи было потрачено 214 млрд.руб., а бюджет республики Крым с его двухмиллионным населением в 2015 г. составил всего 66,5 млрд.руб.
Кроме того, заключенные создают очень высокую нагрузку на судебную систему. Они гораздо чаще отличие обычных граждан обращаются в суд, пытаясь обжаловать приговоры, судебные решения, подавать ходатайства об УДО, о смягчении наказания и т.д. и т.п. С одной стороны, в местах лишения свободы на это гораздо больше времени, с другой стороны, заключенные цепляются за любую возможность снизить срок пребывания за решеткой.
Эффективным решением проблемы снижения численности заключенных является применение мер, не связанных с изоляцией от общества. По нашим оценкам, значительная часть осужденных, попадающих под УДО, уже сейчас может быть отпущена условно-досрочно. Еще часть может быть отпущено путем замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, что предполагает дополнительный надзор за их поведением в течение достаточно большого количества времени.
Досрочно должны отпускаться прежде всего заключенные, ранее не отбывавшие наказание и не нарушавшие порядок условного освобождения.
На наш взгляд, при разрешении вопроса об освобождении осужденных из мест лишения свободы большое внимание должно уделяться их семейному положению, поскольку поддержка семьи ускоряет возможности социальной адаптации в обществе и снижает вероятность рецидива.
Второй блок вопросов – повышение уровня контроля за деятельностью судов, выносящих решения в отношении осужденных. Повышенное внимание необходимо уделять судам в регионах с высоким уровнем рецидивной преступности. Прежде всего это касается Иркутской области, где по УДО освобождается до 60-70% осужденных, а в судах зафиксировано большое количество нарушений. Особенно «отличился» в этом плане Тайшетский городской суд.
Весьма важен контроль за работой в судах адвокатов, нанимаемых осужденными для представления их интересов при рассмотрении дел об УДО.
По запросу заинтересованных лиц и государственных органов Институтом проблем современного общества может быть проведено исследование судебной практики в конкретных регионах и конкретных судах.