ФСИН: МИФ ПРО «САМОЕ БЕДНОЕ ВЕДОМСТВО». ДОКЛАД
Институт проблем современного общества (ИПСО), Куратор: Киюцина Ольга
http://i-pso.ru, o.kiyutsina@yandex.ru, +7(921)954-36-12
Дата выхода: 01.02.2017
скачать доклад
В обществе сложился стереотип о том, что тюремная система испытывает хроническое недофинансирование, поэтому условия содержания заключенных оставляют желать лучшего.
Стереотип «о самом бедном ведомстве» активно создает сама Федеральная служба исполнения наказаний. И вводит в заблуждение относительно реального состояния дел как общество, так и руководство страны. Так, на заседании «Совета по развитию гражданского общества и правам человека» Президент РФ В.Путин сказал про ФСИН: «Если начать с ними говорить, они наверняка скажут, знаете: придут, будут проверять, а у нас денег нет, чтобы лампочки поменять»1. В ноябре 2016 г. уполномоченный по правам человека в РФ Т. Москалькова в своей авторской колонке написала о том, что «хотя большинство упреков по поводу состояния мест лишения свободы приходится выслушивать представителям ФСИН, именно руководство этой службы постоянно ставит этот вопрос перед правительством, и в первую очередь перед Минфином. Ответ один: «Денег нет!»»2.
Любая статья, любой комментарий из ФСИН несет явный посыл: «Дайте еще денег». Причем это уже давно не просьба, а требование в форме шантажа. Так, в конце ноября информагентства сотрясла запущенная ФСИН новость о том, что к 2019 г. заключенных станут хуже кормить3. Один из комментариев к этой новости полностью характеризует суть происходящего: «это, типа, с их стороны ответный удар такой? Посмеете сократить нам бюджет – мы вообще перестанем кормить заложни… тьфу, заключённых!».
Мало кто знает, что на самом деле ФСИН является одним из самых богатых ведомств – по объему расходов оно занимает 6-ю строку среди всех министерств и ведомств. На тюремную систему мы тратим больше, чем на весь Минздрав и всего в 1,5 раза меньше, чем на Росавтодор, который строит дороги по всей стране.
В долларовом эквиваленте бюджет ФСИН в 2015 г. составил порядка $5 млрд. Это всего в 3 раза меньше, чем бюджет Беларуси за тот же год5. При этом в Беларуси проживает 9,5 млн.чел., а ФСИН содержит всего 0,6 млн.чел. То есть тюремная система в России за три года тратит примерно столько же денег, сколько крупная (хотя и не очень богатая) страна.
При этом ФСИН еще и систематически допускает перерасход бюджета над запланированным уровнем. В 2015 г. ФСИН стало единственным ведомством, допустившим значимый перерасход бюджета на фоне всеобщей экономии и сокращении бюджетных трат. И такая ситуация с перерасходом наблюдается уже 4 года подряд.
Согласно данным Совета Европы за 2013 год6, российское тюремное ведомство является самым «богатым» в Европе. У России также самая большая численность заключенных, поэтому расходы в расчете на одного заключенного ниже среднеевропейских. Однако по сравнению со многими странами Европы ситуация с финансированием у нас весьма неплохая: расходы в расчете на одного заключенного в России в 2013 г. были выше, чем в Греции, Польше или Турции. Естественно, что с изменением курса валют позиция России в европейском рейтинге изменится, но даже с учетом этих изменений финансирование тюремного ведомства можно считать как минимум неплохим. Чего не скажешь о ситуации с правами человека.
С 2003 по 2015 годы бюджет ФСИН вырос в 6,6 раз (с 46 до более 300 млрд.руб.), опережающими темпами по отношению к бюджету страны (который вырос всего в 5,8 раза). Причем численность «тюремного населения» за этот период сократилась почти на четверть. Соответственно, расходы в расчете на одного человека, находящегося в местах лишения свободы, выросли гораздо значительнее, чем бюджетные расходы в расчете на среднестатистического жителя страны (в 9 и 6 раз соответственно).
На долю заключенных приходится 0,4% численности населения, одновременно с этим доля ФСИН в формировании расходной части бюджета составляет 2,4%. Расходы из федерального бюджета в расчете на одного заключенного в 2015 г. составили 469 тыс.руб., это в 5 раз больше, чем расходы на одного жителя страны. Помимо заключенных, у ФСИН есть еще и поднадзорные лица, однако расходы на их содержание не могут быть значимыми, так как эти лица не находятся на обеспечении ФСИН, а лишь приходят отмечаться несколько раз в месяц.
Несмотря на рост финансирования и огромные бюджетные траты, заметных улучшений в российской тюремной системе не наблюдается. Ни с точки зрения условий содержания, ни с точки зрения ситуации с правами человека, ни с точки зрения исправления преступников.
На питание заключенных в 2015 г. тратилось всего 86 рублей в день, бюджет на эти нужды составил 20,5 млрд.руб.3, это менее 7% бюджета тюремного ведомства. ФСИН утверждает, что с 2019 года кормить заключенных придется за 64 рубля в день3. При этом умалчивается, что затраты на питание вычитаются из заработной платы работающих осужденных, то есть эти расходы частично компенсируются самими заключенными. Помимо того, что питание заключенных оставляет желать лучшего, цены в магазинах при тюремном ведомстве завышены, ассортимент недостаточен, родственники заключенных несут огромные затраты на обеспечение своих близких нормальным питанием. С вещевым довольствием также имеются проблемы, в 2015 г. расходы на обеспечение заключенных вещевым довольствием составили 1,35 млрд.руб. или 43,5% потребности9. Бытовые условия во многих колониях (в особенности удаленных от районных центров) не удовлетворяют требованиям. И это при том, что под предлогом гуманизации на обеспечение нормальных условий для осужденных были выделены гигантские средства.
Эффективную производственную деятельность ФСИН организовать так и не смогла. В 2013-2015 гг. ежегодные доходы составляли всего около 40 млрд.руб.10 (при расходах в 300 млрд.руб.). В 2015 г. производственным сектором УИС выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 30 млрд.руб., из них около 16 млрд. руб. (50,4%) – для нужд самой ФСИН.
С экономической точки зрения производственная деятельность ФСИН абсолютно неэффективна. Прибыль (без учета выплаты налогов) от приносящей доход деятельности составляет всего около 1,5 млрд.руб. в год при 30 млрд.руб. доходов. Рентабельность по прибыли до налогообложения не превышает 5-6%. Соответственно, рентабельность по чистой прибыли не может быть больше 1-3%. Используя крайне дешевый (практически рабский) труд заключенных, тюремная система умудряется работать почти без прибыли. Хотя в советское время (в 80-е годы) она была прибыльной, несмотря на то, что зарплаты осужденных были на уровне средних по экономике.
По нашим данным, официальная информация о хозяйственной деятельности ФСИН является недостоверной. Куда в реальности уходят деньги, заработанные заключенными – вопрос открытый.
Производственная деятельности УИС неэффективна даже при том, что используется дешевый труд осужденных. Заработные платы осужденных остаются очень низкими – на уровне около 3 тыс.руб. в месяц, это в 10 раз меньше, чем в среднем по экономике. С таким уровнем заработка осужденные не имеют возможности ни покрывать ущерб потерпевшим, ни обеспечивать собственные потребности, ни формировать отчисления в социальные фонды, в том числе накопления в пенсионный фонд. То есть неэффективная производственная деятельность ФСИН создает повышенную нагрузку на экономику не только в текущий момент, но и в долгосрочной перспективе. Хотя государство постоянно обеспечивает ФСИН финансирование на разного рода прожекты по организации тюремных производств.
Не обеспечивает ФСИН и должный уровень законности и соблюдения прав человека в тюремной системе. В апреле 2016 г. в своем докладе Генеральный прокурор РФ Ю.Чайка констатировал ухудшение состояния законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы14. Свидетельством перекосов в системе является и рост протестной активности осужденных. В 2012 году в учреждениях УИС произошло 12 случаев групповых противоправных действий, в 2014 году — 14, в 2015 году — 19, а в первом полугодии 2016 года уже 9 случаев15. В условиях консолидации российского общества, снижения воздействия криминальной среды, ужесточения наказания за акции неповиновения, протестная активность заключенных не может трактоваться иначе, кроме как проявление отчаяния.
Уровень постпенитенциарной преступности растет катастрофическими темпами: к 2015 г. почти 2/3 осужденных отбывало наказание повторно, тогда как еще 10 лет назад – менее половины. Каждое второе преступление в стране сейчас совершается ранее судимыми лицами, 10 лет назад – только каждое 4-е16. Рост рецидивной преступности свидетельствует о том, что целая группа наших сограждан, побывавших в местах лишения свободы, не только полностью выпадает из общества, но и несет ему непосредственную угрозу. ФСИН эти тенденции не просто не купирует, а стимулирует своей неэффективной работой. Система плодит рецидивистов за наши же деньги (очень немаленькие деньги).
Вывод: Рост финансирования под предлогом гуманизации не только не оказал на систему позитивного эффекта, а, напротив, усугубил имеющиеся проблемы и породил новые. Нужно полностью пересмотреть принципы финансирования системы и подходы к финансовому обеспечению ее деятельности. Нужно перестать засыпать тюремную систему деньгами, которые идут непонятно куда, а начинать системно решать накопившиеся в этом ведомстве проблемы.
Источники информации
- Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, 8 декабря 2016, http://www.kremlin.ru/events/president/news/53440
- Заколдованный круг Фемиды. Омбудсмен Татьяна Москалькова — о том, почему необходимо реформировать СИЗО // Известия, 17 ноября 2016 г., http://izvestia.ru/news/645435#ixzz4RhWKlpel
- ФСИН предупредила о возможных проблемах с финансированием питания осужденных // Интерфакс, 30 ноября 2016 г., http://www.interfax.ru/russia/539211
- Федеральное казначейство, http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/
- В Белоруссии принят бюджет на 2015 год, https://regnum.ru/news/1877989.html
- Aebi, M.F., Tiago, M.M. & Burkhardt, C. (2015). SPACE I – Council of Europe Annual Penal Statistics: Prison populations. Survey 2014. Strasbourg: Council of Europe, http://wp.unil.ch/space/files/2016/05/SPACE-I-2014-Report_final.1.pdf
- Характеристика лиц, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20CIZOiT/
- Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых, http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/
- Информация о достигнутых результатах (ФСИН за 2015 г.), http://www.fsin.su/budget/info.php
- Доходная часть федерального бюджета ФСИН, http://www.fsin.su/budget/dohod.php
- Буранова Е.А., Москвитина О.А., Русанов Д.Н. Экономическая безопасность в промышленности: монография. – Рязань : Академия ФСИН России, 2015. – 102 с.
- «Трудовая революция» в уголовно-исполнительной системе: очередной миф или настоятельная необходимость? Погудин О.А. // ЭКО, 2015. № 11 (497). С. 169-183.
- Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 1991-2016гг. Росстат., http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/
- Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я.Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской, 27 апреля 2016, http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1078221/
- Пояснительная записка к проекту поправок «О внесении изменения в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Минюст // http://regulation.gov.ru/projects#npa=55532
- Доклад «Почему в России так много заключенных?», http://i-pso.ru/2017/01/10/01-13/
О докладе
Данный доклад является частью аналитического обзора «ФСИН: неэффективное ведомство», который ранее был отправлен в Администрацию Президента РФ и Уполномоченному по правам человека в РФ.
Целью данного доклада является информирование общественности о реальной ситуации в российской уголовной и уголовно-исполнительной системе.
В докладе содержится аналитическая информация о ситуации в тюремной системе России. Выводы являются мнением авторов, составленных на основе доступных статистических данных. В целях обеспечения максимальной объективности изложения и возможности составления собственного мнения при чтении доклада, приведены ссылки на источники информации и исходные данные.
Источник финансирования исследования: собственные средства авторов.
Разрешается использование материалов доклада с указанием Института проблем современного общества в качестве источника информации
Проект нуждается в финансовой поддержке. Помочь проекту можно, сделав перевод на карту Сбербанка №4276855011038235. Либо любым иным способом, связавшись с авторами исследования по телефону +7(921)954-36-12 или электронной почте o.kiyutsina@yandex.ru.