Институт проблем современного общества

  • Доклады
  • Документы
  • Проект «Регионы»
  • Публикации
  • О нас

За прокурорами предлагают установить надзор

  • Проект Зона неотчуждения
nezavisimaya

Реформе уголовно-исполнительной системы должна помочь открытость перед обществом

26 мая 2016, Независимая газета

Екатерина Трифонова
Корреспондент отдела политики «Независимой газеты»

Предложения по реформированию Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), по информации «НГ», подготовлены в Институте проблем современного общества (ИПСО). По мнению его экспертов, в нынешнем своем виде пенитенциарная система преступников не исправляет, а наоборот, порождает рецидивистов, причем за деньги налогоплательщиков. Поэтому реформа ФСИН прежде всего должна быть направлена на повышение ее открытости перед обществом.

В распоряжении «НГ» оказался проект «Концепции повышения эффективности исправительной системы», в котором предлагаются меры по повышению прозрачности работы ФСИН и снижению бюджетных затрат на ее содержание. После общественного обсуждения концепцию представят на заседании Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

Сегодня в российских тюрьмах находится около 650 тыс. человек. Таким образом, Россия занимает второе после США место в мире по количеству заключенных. На ФСИН федеральный бюджет ежегодно выделяет около 270 млрд руб. То есть примерно 400 тыс. руб. на одного заключенного.

Однако, как отметили специалисты ИПСО, «из этой суммы непосредственно на содержание осужденных идет не более 10–15%, а почти 75% приходится на обеспечение сотрудников ФСИН». Их же по стране около 300 тыс. человек. Так что «реальное обеспечение заключенных чаще всего осуществляется за счет их родственников», уверяют авторы концепции. При этом они утверждают, что учреждения исполнения наказаний давно зарабатывают на осужденных. Речь идет о поборах, серых схемах на производстве, принудительном труде.

При этом работа самого ФСИН глубоко убыточна, настаивают эксперты. По итогам прошлого года производственным сектором исполнительной системы было выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму всего около 30 млрд руб., к тому же «из них более половины объема выпуска идет на нужды самой ФСИН».

Несмотря на огромные финансовые вливания, отмечается в документе, уровень рецидивной преступности растет. По статистике, каждое второе преступление совершается ранее судимыми лицами. Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных количество рецидивистов достигло 64%, хотя еще несколько лет не превышало 50%.

«Это позволяет сделать вывод о том, что проблема заключается не в нехватке финансирования, а в том, что в нынешнем виде уголовно-исполнительная система окончательно перестала выполнять свою основную функцию исправления преступников и обеспечения их подготовки к нормальной жизни в обществе», – подчеркивается в концепции.

Помимо финансовой нагрузки, большое количество заключенных создает колоссальную нагрузку и на судебную систему. За год суды рассматривают свыше 100 тыс. ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО), замене наказания на более мягкое, о пересмотре приговора: «При такой нагрузке возникают сомнения в качестве решений. Система принятия решений является крайне непрозрачной». В результате, указывают эксперты, судебная система, по сути дела, устранилась от внимания к проблемам УДО и все чаще стала принимать сторону администраций учреждений, не рекомендующих соответствующие ходатайства.

В ИПСО полагают, что если менять подход к организации работы исправительной системы, то начинать нужно именно со снижения числа заключенных за счет механизмов УДО и альтернативных видов наказаний. Кстати, экспертами установлена прямая зависимость между доступностью УДО и уровнем рецидивной преступности. По их словам, «лица, которым неоднократно было отказано в таком акте гуманизма, более склонны к повторному совершению преступлений».

Авторы концепции предлагают создать открытую информационную систему по всем осужденным. Предлагается помещать в нее необходимые данные о заключенных – о совершенном деянии, наказании, поведении в местах лишения свободы, мерах по компенсации причиненного его преступлением вреда. «Это повысит уровень общественного контроля над отбыванием наказаний без вмешательства в работу ФСИН», – говорится в документе.

Есть в нем и рекомендация по усилению прокурорского надзора за ФСИН. Специалисты ИПСО констатируют: «Требуется периодическая ротация кадров либо проведение мероприятий по контролю над деятельностью прокуратур по надзору с выездными проверками. Возможно, имеет смысл выведение прокуроров по надзору из состава региональных прокуратур в федеральное подчинение – это 2–3 тыс. человек».

Эксперты выдвинули и предложение по обновлению всей нормативной базы ФСИН, в том числе инструкций и регламентов, «под текущие реалии, внедрение единых стандартов по всей системе», а также установлению единой системы видеоконтроля за местами лишения свободы с возможностью доступа к этим материалам по запросу суда и прокуратуры.

 

26.05.2016 admin

Навигация по записям

Кому тюрьма, а кому дом родной → ← Концепция повышения эффективности исправительной системы

Related Posts

Есть ли смысл в евроремонте ГУЛАГа

Ольга Киюцина Независимая / Газета КАРТ-БЛАНШ, 15.12.2020 Об авторе: Ольга Михайловна Киюцина – руководитель Института проблем современного общества Российскую тюремную систему надо сначала «сдуть» и уже потом – реформировать Мое близкое знакомство с […]

Почему за наркотики может сесть любой

Ольга Тимофеева-Глазунова, Дарья Данилова «Эксперт» совместно с журналом «Русский репортер» №22 (461), 11.11.2018 136 тысяч человек в России сидит за решеткой по «наркотическим» статьям Уголовного кодекса — больше, чем за […]

Предложения по повышению эффективности тюремной системы

02.07.2018 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФСИН (выдержки из доклада «ФСИН: неэффективное ведомство») Содержание российской тюремной системы в ее нынешнем виде очень дорого обходится государству и обществу. По величине расходов ФСИН […]

Улюкаеву грозит заключение в сибирской колонии для чиновников

Daily Storm, 13 апр. 2018 Ранее Мосгорсуд решил оставить приговор экс-министру Минэкономразвития в силе Экс-министра Минэкономразвития Алексея Улюкаева, приговоренного в декабре 2017 года к восьми годам лишения свободы, могут отправить […]

Последние записи

Доклад: Комплексный подход к кадровому обеспечению социально-экономического развития Красноярского края в условиях трудонедостаточности региона

Дата публикации: 16.08.2023   ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧИ Дефицит квалифицированных кадров, осложненный: Географической спецификой региона, дифференциацией в расселении и распределении [...]

Больше информации

Круглый стол по противодействию мошенничеству

25 мая 2023 года в Общественной палате Красноярского края на круглом столе обсудили перспективы внесения изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, [...]

Больше информации

Концепция: Разработка цифровой экосистемы сообщества выпускников и слушателей президентской программы

Дата публикации: 16.07.2022 РЕЗЮМЕ Организация эффективного взаимодействия выпускников Президентской программы является темой, интересной для большого количества людей, так как данное сообщество [...]

Больше информации

Доклад: Мегатренды в цифровой экономике

Дата публикации: 16.07.2021   1. Тренды в глобальной экономике В мире уже давно назрела потребность в глобальных социально-экономических изменениях, связанных с накопленными проблемами и [...]

Больше информации
© Институт проблем современного общества, 2015-2024 | Cвидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 64851, 18+